Первый «Инженерный приговор» прошел в 2014 году. Тогда в новом конкурсе принимали участие только две команды – ученики гимназии № 1 и школы № 3. На следующий год эти ребята, как опытные инженеры, перешли в другую номинацию. Отдельно состязаться предложили командам, до этого не участвовавшим в конкурсе. Для победителей в обеих группах организовали еще одни соревнования – суперфинал, который должен выявить абсолютного чемпиона конкурса «Инженерный приговор».
Из года в год участников ждали самые интересные темы. Сначала под суд попадали только физические явления – конкурс изначально был задуман в виде соревнований двух команд, одна из которых выступает в роли обвинителя физического процесса, а вторая – в роли защитника. В 2014-м ребята оценивали плюсы и минусы инерции, год спустя – механические колебания.
Позднее команд стало больше, а тема конкурса шире. Например, ребятам предлагали познакомиться с творческим наследием итальянского инженера и художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Конкурсанты разбирались в проектах парашюта и танка, телескопа и прожектора, пытались усовершенствовать выдающиеся изобретения и найти им применение в современном мире. Такую же работу на следующий год будущие инженеры проделали с наследием отечественных инженеров.
В этом году участникам предстояло судить историю китайских изобретений. «Мотивы Поднебесной» рассматривали и в Лиге Мастеров, составленной из победителей прошлого сезона, и в Лиге Претендентов, участники которой борются за выход в финал следующего сезона.
Финал включал в себя несколько разноплановых этапов. Инженеры соревновались в ораторском мастерстве и отстаивали свою точку зрения о достижениях китайских изобретателей, решали физические задачи. К самому зрелищному испытанию конкурсанты готовились заранее под руководством наставников – преподавателей БТИ. Вместе с ними команды создавали действующие модели древних изобретений и придумывали современные способы их применения. С помощью портативной катапульты участники предложили запускать беспилотники, на основе древнекитайской южной колесницы создать механический навигатор, а также построить стеклянный мост с предупреждающей подсветкой, самоходное кресло.
Победители финала встретились на сцене ГДК, где по традиции прошел суперфинал конкурса «Инженерный приговор». Команды снова должны были пройти три этапа. Для разминки участники по описанию угадывали, что находится в черном ящике. Все предметы там были связаны с историей китайских изобретений. Затем домашние задание – фильм об истории изобретения, который будут демонстрировать в следующем этапе. И наконец, представили модель изобретения, созданного когда-то китайскими мастерами.
Членов жюри поразила работа команды гимназии № 1 – солнечный конвектор. Эксперты оценили и проработанность идеи, и качество выполнения. В основе проекта – древнее китайское изобретение зоотроп, прототип мультфильмов. Это колесо с изображениями животных или героев сказок, которое размещали над огнем. Под воздействием теплого воздуха оно вращалось, и получался движущийся рисунок. Из сферы развлечений школьники перенесли его в быт.
Суть изобретения в следующем: под действием солнечной энергии в вертикальных желобах, закрепленных на стенах дома, прогревается воздух и поднимается вверх. В зависимости от высоты канала воздух достигает определенной скорости. По расчетам школьников, ее должно хватить, чтобы вращать лопасти, связанные с генератором внутри здания. Эта энергия может обеспечивать домашние электроприборы или накапливаться для использования в несолнечную погоду. Есть и другие варианты – например, бороться с сосульками с помощью конвектора. Он будет приводить в движение механизм, сбивающий лед с крыши.
Победителями суперфинала стали ученики гимназии № 1. Второе место завоевала команда Бийского технологического института. Представители Бийского государственного колледжа и Барнаульской станции юных техников разделили третье место. На четвертом оказалась команда Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа.
– Мы поняли, что постоянные участники конкурса хорошо подготовлены, – отметила организатор конкурса Татьяна Тушкина, начальник отдела учебной работы и менеджмента качества образования технологического института. – «Инженерный приговор» позволяет детям сотрудничать с профессиональными инженерами и учеными БТИ в процессе разработки идеи, проектирования модели. Но конечно же, он не заменяет инженерного образования, которое можно получить в институте.
Технический конкурс будет продолжаться. В следующем году участвовать в нем собираются студенты-экономисты. У новой команды будет другая задачи: выбрать одну из моделей, представленных финалистами, найти ей практическое применение, написать бизнес-план и просчитать экономический эффект.